Пятница, 17.05.2024
Функциональная экология
Меню сайта
Категории раздела
Разное [6]
Публикации [5]
Рецензии [1]
Лекции [5]
Лекции по курсу "Функциональная экология"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Лекции

Вводная лекция

Функциональная экология. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
А.С.Керженцев. 

Магистерская образовательная программа «Функциональная экология» составлена для подготовки магистров на базе Учебного центра «Почвоведение, экология и природопользование»  Пущинского государственного университета по направлению: 020800 – Экология и природопользование, специализация - Экология. 

24 августа 2010 г. подписано Соглашение Ректора ПущГУ профессора М.Б.Вайнштейна с Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой о создании в Пущинском государственном университете Кафедры ЮНЕСКО «Функциональная экология». Выписка из Соглашения:

Целью Кафедры является создание комплексной системы исследований, обучения, информирования и документирования в области функциональной экологии (включая: экологию, природопользование, защиту окружающей среды, экопатологию, инженерную экологию, экологические законы, защиту дикой природы, биологию, биоразнообразие, экологический мониторинг и экономику). Кафедра будет служить средством ускорения сотрудничества между учеными, получившими признание во всем мире, и преподавателями Университета и другими учреждениями в Российской Федерации и странах региона Центральной и Восточной Европы, а также других регионах мира.
Особыми задачами Кафедры являются:

  • Укрепление международного сотрудничества в области высшего образования в сфере экологии и природопользования;
  • Мобилизация усилий международного сообщества с целью обеспечения поддержки развития системы высшего образования в области экологии и природопользования;
  • Развитие научной базы и подготовка предложений на уровне правительства по улучшению законодательства Российской Федерации с учётом нормативных документов ЮНЕСКО в области экологии и экологического образования;
  • Проведение исследований по экологической политике и менеджменту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
  • Разработка специальных технологий дистанционного обучения в высших учебных заведениях экологического профиля в качестве инструмента, который способствует активному межуниверситетскому сотрудничеству, улучшению качества обучения экологов, особенно в области управленческого контроля, а также развития навыков экологического планирования;

Приоритетной для кафедр ЮНЕСКО является работа на опережение, подготовка программ обучения специалистов будущих профессий, которые уже востребованы практикой, но отсутствуют в перечне специальностей высшего образования. 

Наша кафедра намерена начать подготовку специалистов нового профиля – экопатологов, профессионалов, способных поставить объективный диагноз экологическому нарушению и назначить эффективный курс лечения или восстановления нарушенных экосистем. Вы получите дипломы магистров экологии, но обучаться будете по программе, составленной впервые для подготовки экопатологов. В ней много погрешностей, которые мы будем вместе с вами устранят по ходу дела и двигаться к намеченной цели – создания медицины для природных экосистем.
Историческая справка:

Физиология человека стала основой для научной медицины. 
Физиология животных – основа ветеринарии.
Физиология растений – основа фитопатологии.
Функциональная экология, которую можно назвать Физиология экосистем – должна стать теоретической основой Экопатологии.

Концепция перехода Российской Федерации  к  устойчивому  развитию предполагает наличие специалистов, обладающих  определенным запасом знаний и практических навыков для экологического анализа и прогноза устойчивости природно-технических систем к негативным воздействиям с помощью современных технических средств и технологий. Подготовка таких специалистов организована на базе Кафедры функциональной экологии Пущинского государственного  университета. 

Выпускники магистратуры должны применить полученные знания в системе природоохранных органов, в системе государственного экологического мониторинга, в разработке и применении экологических нормативов, технологий восстановления нарушенных экосистем.

Функциональная экология – фундаментальная наука, изучающая механизм функционирования естественных, аграрных и урбанизированных экосистем, законы их изменчивости в пространстве и во времени под влиянием естественных и антропогенных факторов.  

Полученные знания позволят подготовить специалистов, способных создавать новые эффективные методы и технические средства обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, проектировать системы устойчивого развития конкретных регионов на основе информации экологического мониторинга, правовых и организационных ограничений хозяйственной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на систему жизнеобеспечения человека в биосфере.

Знания предмета Функциональной экологии нужны специалистам самых разных сфер хозяйственной деятельности, имеющих отношение к использованию природных ресурсов, к воздействию на качество среды обитания человека как биологического вида. Эти знания необходимы, в первую очередь, для формирования экологического мировоззрения у студентов - будущих специалистов в области рационального природопользования, экологической безопасности и  охраны  окружающей среды, для приобретения практических навыков управления в сфере природопользования, использования современных технологий и технических средств для организации систем экологического мониторинга, экологического нормирования, экологической паспортизации и экспертизы хозяйственных объектов, разработки и применения технологий ремедиации, санации и рекультивации нарушенных экосистем.

Современный экологический кризис характеризуется тремя факторами беспокойства человека о среде своего обитания:

  • обеднение видового разнообразия и генетического фонда биосферы;
  • истощение запасов природных ресурсов;
  • изменение качества среды обитания человека  как  биологического вида.

Основными путями выхода из кризисной ситуации по  указанным  трем направлениям могут быть:

  • мировая сеть биосферных заповедников и других особо  охраняемых природных территорий;
  • альтернативные источники энергии, пищи, технологического сырья, использование вторичных ресурсов и  безотходных технологий;
  • управление качеством среды обитания человека как биологического вида в локальном, региональном и глобальном масштабах. 

Наибольшую опасность для человека как самого молодого биологического вида представляет ухудшение качества среды его обитания. Рост численности населения и технический прогресс стали причиной не только дефицита ресурсов жизнеобеспечения, но и избытка отходов жизнедеятельности человека. Это привело к нарушению глобального биологического круговорота вещества и изменению качества среды обитания человека как биологического вида. 

Для восстановления и поддержания благоприятного качества среды человек должен контролировать и координировать выполнение биотой всех трех экологических функций: продуцента, консумента и редуцента. Он должен создать с помощью Разума индустрию производства первичной биологической продукции (фитомассы) и адекватную ей индустрию рециклирования отработавшей ресурс антропогенной (третичной) продукции. Искусственные вещества и материалы, машины и механизмы, здания и сооружения, отработавшие ресурс, а также технологические и бытовые отходы, необходимо дезинтегрировать и вернуть в цикл биологичесого круговорота. 

Реализация перечисленных путей выхода из кризисной ситуации зависит от наличия квалифицированных специалистов, владеющих теоретическими знаниями, практическими навыками использования принципиально новых технологий и технических средств для объективной и своевременной диагностики, восстановления и поддержания надлежащего качества окружающей среды.

Концепция магистерской образовательной программы «Функциональная экология» базируется на тесном взаимодействии естественных, гуманитарных и технических наук с целью обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития природно-экономических систем локального,  регионального и глобального масштаба. Она реализуется в виде учебных лекционных курсов, семинаров, полевых и лабораторных научно-исследовательских работ.

Общий объем аудиторных занятий (спецкурсов и фундаментальных дисциплин) 714 часов за 2 года (4 семестра).

Программа курса включает следующие дисциплины:

Функциональная экология   д.б.н. А.С.Керженцев
Анаболизм экосистемы к.г.н. Н.Н. Зеленская
Катаболизм экосистемы д.б.н. О.И.Худяков
Заповедное дело     к.г.н. М.Н.Брынских
Экологический мониторинг д.б.н. А.С.Керженцев,к.г.н. А.В.Симонов
Геоинформационное картографирование к.г.н. Л.П.Симонова
Экопатология д.б.н. А.С.Керженцев
Утилизация отходов к.б.н. С.М.Севостьянов
Рациональное природопользование С.А.Круглова, д.б.н. Г.А.Булаткин
Экологическая безопасность к.г.н., доц. И.В.Припутина
Охрана почвенных ресурсов д.б.н. О.И.Худяков, к.б.н. С.М.Севостьянов
Картографические методы исследований к.г.н. Л.П.Симонова
Экологическое право Ю.А.Кабанова

 

Обучение проводится на базе Учебного центра Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и Лаборатории функциональной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН с привлечением специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова  и Приокско-террасного биосферного заповедника МПР РФ. 

Для проведения занятий имеются: аудиторные помещения (2 аудитории с библиотекой) общей площадью 80 кв.м на правах аренды. В преподавании используются 3 компьютера, 3 принтера, сканер, копир, автоматическая метеостанция, гидрометрическая станция с автоматическим пробоотборником, стационарные площадки для регулярных измерений параметров экосистем. 

Учебный процесс обеспечен научной и учебной литературой, справочным материалом, банком данных, содержащим результаты многолетних измерений параметров экосистем Окского бассейна и экспериментального полигона «Любожиха». Студентам предоставлена возможность пользоваться Интернетом. В распоряжении студентов и преподавателей имеются: библиотека Лаборатории функциональной экологии около 2000 книг, библиотека Института более 5000 книг, Центральная библиотека  Пущинского научного центра РАН.  

Научно-педагогический состав, обеспечивающий учебный процесс, включает 5 докторов и 6 кандидатов наук. Каждый научный руководитель студентов читает учебный курс в рамках магистерской программы.
Все преподаватели имеют педагогический опыт 5-15 лет и занимаются научно-исследовательской работой по следующим основным направлениям: 
а) изучение механизма функционирования экосистем как потенциальных объектов управления; б) изменчивость параметров экосистем под влиянием факторов воздействия; в) разработка методологии регионального экологического мониторинга; г) разработка методов оценки эффективности природопользования; д) детоксикация загрязненных почв, утилизация промышленных и бытовых отходов; е) разработка методов экологического картографирования. 

Эти работы проводятся в тесном контакте с институтами Пущинского научного центра РАН, Приокско-Террасным биосферным заповедником, а также с Московским государственным университетом геодезии и картографии (МИИГАиК), Всероссийским научно-исследовательским институтом гидротехники и мелиорации Россельхозакадемии, НПО «Тайфун» (г. Обнинск),  МГУ им. М.В.Ломоносова, Центом Гельмгольца (г. Магдебург, Германия), Хунаньским институтом экономической географии (Китай). 

Тематика научно-исследовательских работ МОП «Функциональная экология» разнообразна и актуальна. Особой новизной и оригинальностью отличается направление, связанное с изучением механизма функционирования природных, аграрных и урбанизированных экосистем как потенциальных объектов управления. Имеются условия для проведения экспериментов по ремедиации загрязненных почв и детоксикации иловых осадков очистных сооружений. 

Магистерские диссертации студентов соответствуют тематике спецкурсов магистерской образовательной программы.

 

Примерный перечень тем для магистерских диссертаций:

Методические особенности организации экологического мониторинга бассейна р. Любожиха.
Биологические методы в экологическом мониторинге бассейна р. Любожиха.
Использование картографической информации в системе экологического мониторинга. 
Оценка состояния экосистем бассейна р. Любожиха по биологическим, геохимическим и геофизическим параметрам.
Экологическое нормирование антропогенной нагрузки в системе экологического мониторинга..
Моделирование механизма функционирования почвы в лесной экосистеме. 
Моделирование механизма функционирования фитоценоза в луговой экосистеме. 
Экологическое картографирование водосборного бассейна.
Оценка и картографирование возобновимого природно-ресурсного потенциала экологического региона.
Методы ремедиации почв, загрязненных нефтепродуктами.
Методы рекультивации свалок бытовых отходов.
Принципы и методы утилизации твердых отходов. 
Пути преодоления экологических кризисов в истории цивилизации.
Оценка эффективности природопользования на территории экологического региона.

Магистерская программа обеспечена однопрофильной специальностью аспирантуры «03.00.16 – Экология».

 

Категория: Лекции | Добавил: Slav (25.05.2014)
Просмотров: 1101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Ссылки
  • Группа ВКОНТАКТЕ
  • Лекции по функциональной экологии
  • Метаболизм биосферы - вечный двигатель жизни
  • Новости экологии
    А.С. Керженцев © 2024
    Обращение к пользователям